Владимир Тихомиров
И сегодня пришло время вопроса «Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси». Честно говоря, даже и не знаю, почему этот вопрос попал в категорию «трудных». Но академикам, как говорится, виднее. Поэтому в качестве ответа на этот вопрос я решил процитироваитт фрагмент из книги Memoria известного этнографа и академика АН СССР Нины Гаген-Торн: «В КВЧ поступили книги — неожиданно разрешили выдавать заключенным. И вот тогда-то я разговорилась с беленькой Рузей: она лежала на нарах в бараке и читала «Киевскую Русь» Б.А.Грекова. — Интересно? — спросила я. — Даже Киев от нас украли, — ответила она, сверкнув глазами на детски пухлом лице. — Почему украли? Ты с Грушевским сравниваешь? — догадалась я. — Конечно! Грушевский написал правдивую историю Украины, а этот — москаль... — не могла сдержаться она и резко отодвинула книгу. — В науке, Рузя, всегда были и будут разные точки зрения. Только так и может двигаться наука, выясняется новое. Греков не «украл», как ты говоришь, Киев от Украины для Руси. У него просто другая точка зрения, чем у Грушевского. И мне кажется — более правильная. Она смотрела недоверчиво. — Ну, скажи: жил, допустим, какой-то Петр. У него сыновья: Иван да Степан. Иван ушел жить на север, Степан — на юг. У них появились дети, внуки. Если Степановы внуки будут кричать: Петро наш дед, а не ваш! А Ивановы отвечать: наш! В морду дадим! Умно будет? Она усмехнулась. — Ну чей дед Петро? — И тех и других. — Так и говорит Греков. А Грушевский кричит: наш! Киевское государство объединяло многие восточнославянские племена. Оно распалось. На севере образовалось Московское государство, на юге Украина в муках отстаивала свою культуру от Польши, от татар, от турок. Создалось два народа, но корень их общий — Киевское государство, объединявшее восточных славян. — Москали не славяне — помесь финнов, чуди, мордвы. — Чистых рас вообще нет. А почему у этой помеси сохранилась память о Киеве, о князе Владимире как о своих предках, а у вас потерялась? Былины-то живы на севере! Есть у вас песни о киевских богатырях? Она недоуменно посмотрела на меня, проронила: — У нас думы. — Да, о гайдамаках, о турецкой неволе — это история, когда создавался украинский народ. А Северное Поморье сохранило более древний пласт. Это достовернее любых концепций ученого. Почему именно сохранились на севере — это другой вопрос, но ведь не историки это придумали. Она беспомощно посмотрела. Потом сказала: — Вы образованнее, я просто не нахожу возражений. — Дело не в образованности, Рузя, я ведь тебе ничего не навязываю. Даю факты. Разбирайся сама. (…) Одну за другой я читаю баллады про Киев, про Гаральда Гардрада, про богатырей и змея Тугарина. — Вот как украинец писал о Киевской Руси, девчата! — Какой он украинец, он по-русски писал. — Гоголь тоже по-русски. Вы и от него отрекаетесь? — Нет, но непростительно, что писал по-русски. — А кто бы стал его читать по-украински в то время? Шевченко писал по-украински потому, что это думы и страдания простого народа — «крепаков». Он находил нужные народу слова о его жизни. А Гоголь воспитывался на русской культуре и по-русски, ему важно было всем рассказать об Украине. Вы поймите, девчата, что украинской национальной культуры тогда не существовало. Она не могла создаться без интеллигенции, без школы, а школы не было — верхушка украинского народа или ополячивалась, или обрусевала. Чтобы создать свою культуру, надо было сначала на русской дудочке сыграть украинский мотив. (Я под дудочкой подразумеваю культуру, понимаете?) Вот Гоголь и дал Украину всему белому свету. А написал бы по-украински — никому бы не дал, потому что читать было некому — неграмотные. В русскую культуру всегда шла сильная волна с Украины. В XVIII веке из Киева на Москву пришли и Магницкий и Авраамий Палицын. В XVIII — Кантемир, в XIX — Гоголь и Алексей Толстой. И Рузя и Галя усмехаются. Довольны. — А русские, — прибавляю я, — умели учиться. Это основное достоинство русской культуры — уметь осваивать чужое.
Мы любим все — и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно все — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений..." Этот диалог произошел в 1948 году в Темниковском спецлагере. Больше мне к этому добавить нечего.  Вопрос о наследии древнерусской народности является "трудным" скорее для украинских историков, которые - в пику "клятым москалям" - выдумывают историю никогда не существовавшего в реальности народа "прото-укров", основателей "Великой Украины".     
Вопрос корней
|