На главную Разное
1

И мы сохраним тебя, русская речь…

Худ. Филипп Москвитин. Митрополит Иоанн Снычёв, Санкт-Петербургский и ЛадожскийНиколай Головкин

 

2 ноября – день памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва)

 

1.

 

На архиерейской дорожке Никольского кладбища, что за Свято-Троицким собором Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, безлюдно.

 

Я приехал всего на день, но первым делом отправился в духовное  сердце города на Неве – одну из почитаемых святых обителей Русского мира, преображённую в это  тихое утро новым, серебристым Покровом Пресвятой Богородицы.

 

Выпал первый снег, напомнивший и о предстоящем Рождестве Спасителя, и о купелях крещенских – иорданях, которые в память Богоявления, Крещения Господня, по традиции наших благочестивых предков вырубят на всех русских реках и озерах, покрывшихся к январю ледяным панцырем.

 

Впервые в волнение иду поклониться последнему земному пределу выдающегося иерарха Церкви нашего времени, христианского мыслителя, доктора церковной истории, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) /9.10.1927-2.11.1995/.

 

Владыка – один из тех, кто предвидел вызовы Русскому миру ещё на рубеже XX – XXI столетий, смело говорил о них с амвона в своих проповедях, писал в широко разошедшихся книгах. Причины нынешней русской смуты, трагедия Великой Державы, духовное одичание народа – таковы главные темы его многочисленных выступлений.

 

В чём смысл русской истории? Что необходимо для возрождения самосознания русского народа, величия и мощи Святой Руси?

 

Ответы на эти и многие другие вопросы давал митрополит Иоанн в своих литературных трудах «Самодержавие духа», «Одоление смуты», «Голос Вечности», «Русь Соборная», «Стояние в вере».

 

Его книги переиздаются ежегодно самыми разными издательствами немалыми тиражами, многое из написанного им воспринимается ныне как пророчество.

 

Митрополит Иоанн принимал участие в работе комиссии по подготовке канонизации Святых Царственных Мучеников.

 

В Санкт-Петербурге трудами владыки были восстановлены и отремонтированы многие храмы, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах.

 

По его инициативе возродился журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», начала выходить газета «Православный Санкт-Петербург», было создано православное издательство «Царское дело».

 

Благодаря своим трудам, владыка стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения.

 

«Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам: «русская идея» – это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте; «русская демократия» – это соборность; «русская идеология» – это Православие; «русский порядок» – это державность; «русское государство» – это Россия во всём многообразии исторических форм её существования; государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России – Святая Русь; патриотизм – религиозный долг каждого благочестивого христианина; Русская Православная Церковь – соборная совесть народа.

 

Но, главное, владыка Иоанн был не только опытным архиереем, не только крупным богословом и ученым, и даже не только русским патриотом.

 

В северной столице Господь возложил на него нелёгкое служение – всероссийскую проповедь Православия.

 

Митрополит Иоанн, как и святой праведный Иоанн Кронштадтский, окормлял безчисленное количество духовных чад, был старцем и «народным Святителем» одновременно.

 

Вернее, не был, а остаётся таковым и после своей блаженной кончины. 

 

2.

 

На архиерейской дорожке кладбища появляется женщина, которая указывает мне, как пройти к владыке.

 

На днях была очередная годовщина со дня его блаженной кончины. Клириками Санкт-Петербургской и других епархий служились многочисленные панихиды. С утра до позднего вечера множество православного народа пришло почтить его память.

 

- Да здесь никогда не иссякает людской поток! – говорит мне женщина, которая прикладывается к мраморному кресту.

 

За могилой владыки, у невысокой стены, множество цветов, припорошенных снежком. Иконы. Шкафчик со стеклянной дверкой для лампадки и свечей.

 

Ставлю свою свечу и я.

 

Владыка взыскующе, но по-доброму смотрит на меня с фотографии: мол, с чем пришел – с радостью или скорбью?

 

- Впервые здесь? – спрашивает ещё одна подошедшая женщина.

 

- Впервые…

 

Анна – так назвала себя женщина – несёт ежедневное послушание: прибирает на могиле, возжигает лампадки и свечи.

 

И, конечно же, непрестанно молится.

 

А ещё она кормит множество голубей. Вот и теперь, описав в небе несколько кругов, они как многочисленные  духовные чада владыки, смиренно расселись на всех ближайших могильных крестах.

 

Подходят люди поклониться владыке. Их сменяют другие.

 

Увлекшись воспоминаниями о встречах с владыкой, Анна вдруг всплескивает руками:

 

- Да они же их раздерут!

 

На стаю голубей, оказывается, напали вороны. И Анна спешит защитить их от обидчиков.

 

Подумалось: вот такие же грозные вызовы постоянно ощущает сегодня и Русский мир.

 

В ход идёт всё: и открытое давление, и клевета, и переписывание истории, и зомбирование молодежи…

 

 Для ворон в человеческой плоти все средства годятся: лишь бы, разрушив наше единство, оторвать братьев по вере, крови, языку от «Киевской купели».

 

3.

 

Медленно иду к воротам Никольского кладбища.

 

Вечная память, владыка Иоанн!

 

Вечная память покоящимся здесь и известным, и скромным представителям Русского мира, кто жил и трудился во славу нашей веры православной, нашего Отечества!

 

Остановившись в воротах, кланяюсь и святителю Николаю, храм во имя которого воздвигли здесь наши благочестивые предки, осеняю себя крестным знамением.

 

«Святителю отче Николае, моли Бога о нас!»

 

Уже почти у самых святых ворот лавры, вспоминаю: в этой земле покоится и Анна Андреевна Ахматова. В памяти всплывают её безсмертные строки:

 

Мы знаем, что' ныне лежит на весах

И что' совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

 

Написанное Ахматовой в годы блокады «Мужество», призывает нас и теперь к мужеству.

 

Горько, что русские люди ещё больше, нежели при жизни великого русского поэта, разделены государственными границами.

 

Горько, что русские люди, живя в условиях «необъявленной войны», «фронта без линии фронта», рискуют потерять «Великое русское слово» и у своих родных очагов.

 

Но, выстояв в блокаду, на трёх великих полях – Прохоровом, Бородинском, Куликовом, в Полтавской битве, Ледовом сражении – взгляд в глубины Отечественной Истории можно продолжать и продолжать! – неужто, не выстоим сегодня?!

 

Нравится
 
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова