И вот открываю я книгу с несколько вычурным названием «Гностики и фарисеи» совершенно незнакомого мне автора Светланы Замлеловой и с первых же страниц натыкаюсь на неожиданности. Неожиданно хороший, чистый текст, неожиданно свежие темы рассказов, неожиданные и изящно поданные литературные шалости, которые обычно сопровождают уверенность автора, и, простите, талант. И, опять же, неожиданные имена и фамилии, что я приемлю охотно и почти с восторгом, поскольку сам в этом грешен. (Смотри название этих заметок).
И вот прочитываю я один рассказ, второй, пятый, десятый и постепенно свыкаюсь с системой ценностей Светланы Замлеловой. Да и свыкаться особенно-то и не приходится, поскольку эта ее система, на мой взгляд, естественна и безукоризненна. Светлана любит писать о стариках, а старики у нее и с чудинкой, и со своей беспомощностью, и со своим пониманием жизни. Иногда их хочется пожалеть, иногда хочется пообщаться с ними, поскольку дух их тверд, а мораль чиста и высока. (Смотри рассказ о Сухаревой башне).
Мне трудно писать эти заметки, поскольку со страниц книги на меня смотрит ироничный и улыбчивый взгляд автора, с которым она будет читать эти поспешные строки, прекрасно зная им цену.
Но раз уж мыслишки возникли, поделюсь.
Светлана Замлелова хорошо знает человека со всеми его слабостями и недостатками, и лучшие страницы в книге – это когда она просто пишет о мужчине ли, о женщине, приводит разговоры между героями, не скрывая от читателя их лукавства, корысти, предательства и прочих несимпатичных качеств. Иногда она все же срывается со спокойной ироничной тональности и тогда голос ее наполняется металлом: «Как страшно это всеобщее стремление и добровольное желание быть лавочником – в царстве лавочников не родятся гении… В царстве лавочников родятся одинаковые люди, с рождения обреченные на сытость и злобное себялюбие, на ненависть ко всему, что мешает их сытости!» Но подобные выплески бывают у нее не часто, и она снова с улыбкой возвращается к своим героям, любя их и посмеиваясь над ними.
Легко и непосредственно мелькают в книге почти неуловимые намеки на Лермонтова, Чехова, откровеннее – на Булгакова, но автор совершенно не чувствует гнетущего их величия. В самом названии «Пошлая история» ощущается нечто чеховское, но класс исполнения этой повести, думаю, не оскорбит классика.
Кстати, поворчу… В этой же повести несколько страниц отведены почти публицистике – о лихих девяностых годах в России. Не уверен, что эти страницы украшают повесть – тема достаточно полно отработана в газетах того времени.
Светлана Замлелова не чурается мистики, темы смерти, но и здесь ирония как бы все ставит на свое место, освещает печальные события светом мягким и нестрашным. Вот птичка на кладбище своим чириканьем передает герою привет от умершей жены, а в другом рассказе уехавшая за океан супруга вдруг среди ночи появляется перед героем с раздвоенной физиономией. Об этом не говорится прямо, но по каким-то неуловимым намекам понимаешь – умерла супруга, там, за океаном. Впрочем, может быть, я и ошибаюсь.
У меня когда-то был добрый знакомый, незадавшийся писатель, так вот он в своих романах частенько, желая создать образ положительного героя, постоянно подчеркивал его умственные способности, так и писал открытым текстом: «Иван Николаевич был чрезвычайно умный человек, и сын его, Святослав тоже был умным», на полном серьезе писал. В итоге и отец, и сын, воспринимались полными дураками. Боюсь уподобиться моему давнему другу, но не могу удержаться еще от одного комплимента Светлане Замлеловой – книга-то умная получилась, кроме, всего прочего. А ум, на мой взгляд включает насмешку, иронию, наблюдательность и бесконечную печаль. Все это есть в «Гностиках и фарисеях». И вообще, книга эта, как и каждая хорошая книга, печальна, идет ли речь о маленьком рассказе, почти зарисовке, или о повести, какие бы забавные случаи не происходили с героями…
2011.
Виктор ПРОНИН – родился 20 октября 1938 в Днепропетровске. Русский писатель детективного жанра, автор многих известных произведений. Окончил Днепропетровский горный институт в 1960 году, работал на заводе «Запорожсталь», затем журналистом. В середине 1960-х начал писать прозу. Среди произведений Виктора Пронина наиболее известны такие как: «Слепой дождь», «Тайфун», «Брызги шампанского», «Ворошиловский стрелок» и др. Автор серии книг «Банда».
|